понедельник, 12 сентября 2016 г.

Первая ярмарка: как подготовиться за 2 недели

Рано или поздно перед каждым мастером встает вопрос: «Выходить в свет или не вылезать из интернета?». 
У меня пока что этот вопрос в длинной стадии решения, однако кое-какие выводы уже сделаны — чем и хотелось бы поделиться. Новичкам — опыт, «матёрым» мастерам — ностальгия :)
Для первого участия в «живой» ярмарке было выбрано мероприятие в моем городе, посвящённое стилю бохо.
Минусы: мероприятие проходит впервые, неизвестно сколько народу будет и чего ожидать.
Плюсы: хорошо известная и близкая мне тематика мероприятия, бесплатное участие (при наличии собственного стола), знакомые мастера. 
Когда организатор утвердил моё участие, на подготовку осталось всего две недели. Сама виновата: поздно узнала и потом долго не решалась написать организаторам. А в магазине у меня на тот момент готовых работ было всего шесть. А основную часть времени по будням занимает «официальная» работа. А ещё столько дел, а ещё страшно, а ещё...

Кинулась я в Журнал на Ярмарке Мастеров — начиталась публикаций, набралась чужого опыта, выписала заинтересовавшие вещи... Хочу сказать спасибо всем, кто не поленился поделиться своим выставочным опытом — это действительно очень полезно! Отдельной проблемой было оформление выставочного стола, она решилась благодаря чужим публикациям и опыту знакомых мастеров, так что не буду на этом сейчас зацикливаться дабы не повторяться.
Пришлось первым делом составить план, в котором очень чётко прописать:
- список и количество работ, которые я планирую сделать за оставшиеся две недели;
- список материалов для их изготовления (и примерные затраты на эти материалы);
- список необходимых для оформления стола декораций, драпировок и пр.;
- идеи оформления упаковки для проданных вещей, ценников;
- список всего, что мне понадобится непосредственно на выставке: сдача, еда-вода и прочее. 
Отдельно хочу остановиться на вопросе: нужны ли визитки? Мой ответ: однозначно нужны! Очень, очень непрофессионально выглядит мастер, записывающий свои контакты «на коленке» — к сожалению, не единожды была свидетелем такого. Также по собственным наблюдениям: некачественная визитка портит всё впечатление от работ. Впрочем, своими визитками, изготовленными за один вечер, я, мягко скажем, пока не до конца довольна. Обобщу идеи, которыми я руководствовалась при их создании:
- гораздо бОльшую пользу принесёт визитка, на которой имеется изображение продаваемого товара. Помню по личному опыту: приходишь домой с ярмарки, в карманах куча визиток, все черно-белые, и везде одни и те же однотипные «подарки-украшения-хэндмэйд»+название мастерской+контакты. И поди вспомни, какие именно украшения и какой такой хэндмэйд. Также нелишним будет указать виды творчества, которыми промышляет ваша мастерская;
- цветные визитки заведомо привлекательнее черно-белых. Использование плотного материала, ламинирования и прочих услуг типографии добавляет «профессионализма»;
- крупные визитки психологически труднее выбросить или потерять. Опять же, их часто используют в качестве книжных закладок или вкладывают в ежедневники. У меня для простоты печати визитки были формата 10х15, и покупатели клали их в сумки, так как в карман такой формат просто не помещается. Опять же, на визитках крупного формата посещается больше текста и клиенту не придётся искать лупу, чтобы его разглядеть;
- про шрифт, цвет, размер и прочее, что делает текст читабельным, останавливаться не буду, просто упомяну. При желании можно найти множество статей по грамотному проектированию визиток. 
Теперь непосредственно к результатам: ожидания vs реальность. 
1. Ассортимент магазина был увеличен, но план — не выполнен. Более того, чтобы увеличить количество работ хотя бы в два раза, мне пришлось буквально каждую минуту дома проводить за работой. Напрашивается очевидный вывод: к выставкам готовимся заранее, даже когда на горизонте они ещё не появились. 
2. Миска/корзиночка с конфетами на столе — прошлый век, особенно когда действие происходит на фестивале с бесплатными печеньками. Больше креатива! Моя соседка в качестве оформления стола использовала оранжевую скатерть, поверх черного бархата разместила свои украшения... и поставила стаканчик очищенной морковки в тон скатерти. И предлагала угоститься задержавшимся у стола посетителям. «Берите морковку, она вкусная и полезная!» — фраза, которую меньше всего ожидаешь услышать у стола с украшениями, не так ли? :) Люди от удивления выходили из задумчивого транса, от неожиданности забывали «отказаться из вежливости» и проявляли больше интереса к работам. 
3. У многих покупателей присутствует так называемый психологический барьер, мешающий взять в руки понравившийся товар и рассмотреть получше. Это же все ручной работы, а вдруг хрупкое, а вдруг мастер против, а вдруг сломаю...Поэтому всем задержавшимся у стола покупателям предлагаем лично убедиться в качестве работы и взять в руки понравившиеся товары. За весь день отказались только двое человек. Многие с видимым облегчением начинали брать в руки товары и подробно их рассматривать, было заметно, что им не хватало такого «разрешения» от мастера. 
4. В связи с предыдущим пунктом напрашивается вывод: на краю стола кладём то, что привлечет внимание и вызовет желание получше рассмотреть. К сожалению, это я осознала лишь к середине выставки: на фото видно, что в первых рядах у меня открытки, а более «интерактивные» и интересные товары — блокноты и альбом — стоят в другом конце стола. В дальнейшем я несколько раз меняла расположение работ и следила за реакцией посетителей. 


ярмарка-продажа, ярмарка ручной работы, выставка-продажа, выставка-ярмарка, продажи, участие в выставке, участие в ярмарке, скрапбукинг, как продавать, психология, первый опыт

В моём случае оказалось самым выигрышным расположить ближе к покупателям фотоальбом в открытом (!) виде, так как он привлекал больше всего внимания и вообще был самым дорогим и зрелищным товаром из всех, что я выставляла на той ярмарке. Открытый альбом на краю стола снимал тот самый «психологический барьер» и как бы приглашал полистать страницы. А после альбома многие проявляли интерес и к остальным товарам на столе. 
5. Рассказываем про возможность сделать индивидуальный заказ вместо того, чтобы молча протягивать визитку. Конечно, это актуально для тех мастеров, которые на момент выставки принимают заказы. 
6. Ну и конечный результат ярмарки: визиток взяли больше, чем товаров :) Такая тенденция наблюдалась не только у меня, а у большинства мастеров. Вызвано это во многом спецификой мероприятия: в первую очередь, это был фестиваль, праздник с культурной программой, куда люди пришли развлечься, а не закупаться безделушками. Вывод: не расстраиваюсь малым продажам, радуюсь и получаю отдачу от комплиментов моим работам (даже не ожидала столько получить!),  продолжаю искать свою целевую аудиторию и задумчиво облизываюсь на новогодние ярмарки. 

Кадр о том, как крепилась гирлянда %)





Надеюсь, кому-нибудь пригодится мой опыт — так же, как мне пригодился чужой :) Неизменно призываю делиться собственным опытом в комментариях :)
Благодарю за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий